?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

РПК сквозь века!





Попробую изваять самое краткое предисловие, на которое способна :) Так как текста сейчас и так будет бездна!.. Чтобы расшифровать тезис "Оркестр Почетного караула в моей жизни", достаточно сказать одно - там служит мой брат. Хоть и путь его туда был окольным, и служится ему по-разному, и ситуации всякие бывают, но в целом - неплохо, я думаю! Поэтому то и дело оркестр и его дела-проблемы так или иначе регулярно всплывают в моей жизни. Сейчас вот к 55-летнему юбилею коллектива потребовалось сделать буклет, отражавший бы всю его историю, а когда требуется какой-нибудь текст и я нахожусь в пределах досягаемости - естественно, всегда оказываюсь крайней. Так что вот так. Две недели назад мне всучили огромную красную папку - такие непременно должны быть в каждом серьезном госучреждении - с надписью на титуле "Боевой расчет..." (меня испугало уже начало, так что продолжение я читать не стала и не запомнила). А вот содержание было куда как более интересным - всякие-разные материалы, что удалось наскрести по архивам касательно истории оркестра. Чего греха таить - взялась за дело с сомнениями. И вдруг в процессе перелопачивания материала нашла там же конверт с двумя письмами ветеранов оркестра - одно с воспоминаниями об участии музыканта в обеспечении организации Ялтинской конференции, а второй о войне писал - как после смерти родителей попал воспитанником в то самое моё любимое военно-музыкальное училище (что мой брат тоже заканчивал), как сразу после выпуска на фронт отправился, как они марш-броски совершали - налегке, с одними только инструментами, как они в разведку ходили, а по ним немцы пулеметной очередью дали, как товарища раненого тащил к своим - и после этого еще несколько раз... Я не сентиментальна, но плакала над теми пожелтевшими листочками. Знайте, люди, его зовут Владимир Исаев - он ветеран оркестра, участник ВОВ, герой! Помните его, люди! В результате, конечно, текст Истории для буклета получился у меня более фактологическим, нежели живым... да и предисловие не получилось таким кратким, как мне бы хотелось. Но вот такая уж я - ничего не выходит по плану :)

Итак, те, кто способен выдерживать большие тексты на исторические темы, - милости прошу под кат! А если вам оно не сильно надо - просто посмотрите видеоролик, который я сделала летом на основе своих же фотографий нынешнего состава Оркестра Почетного караула, музыкальное сопровождение - вальс "В городском саду" - исполняют они же! :)



 

Текст буклета к 55-летнему юбилею Роты и Оркестра Почетного Караула.

История военно-оркестровой службы России неразрывно связана с развитием отечественной военной музыки – складывалась она постепенно, каждый век привносил в этот процесс нечто новое, соответствующее эпохе. Но еще с древних времен и до наших дней военная музыка служила для поднятия боевого духа, регламентировала картину сражения, а подчас и решала его исход. Военная музыка совершенствовалась постепенно и прошла путь от простейших боевых сигналов до масштабных музыкальных произведений, сложившись в специальный вид музыкального искусства.

Но помимо всего этого, в определенный момент военная музыка стала носить особый церемониальный характер, связанный с возникновением воинских ритуалов – исторически сложившейся формы поведения при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний, корни которой уходят в глубокую древность.

Всегда на Руси приезд иностранного посла являлся примечательным событием – иноземный гость был в Москве в диковинку, и его визит сопровождался определенным ритуалом, имевшим национальные особенности. В XVI – XVII вв., когда иностранные послы стали все чаще посещать Московское государство, уже начинает складываться самобытный дипломатический церемониал. В те времена в состав почетного караула русского государя, по воспоминаниям современников, входило 50 стрельцов. В то же время помимо дипломатических встреч появляются и новые ритуалы, такие как утренняя и вечерняя «Заря», выносы знамен, явившиеся прообразами будущих ритуалов общеполковой вечерней проверки, почетного караула и встречи боевого знамени.

В царствование же Петра I произошли кардинальные изменения в системе дипломатического протокола и этикета – они были призваны повысить международный престиж России. Именно тогда в «Уставе воинском» 1716 года был закреплен ритуал «почетный караул», а через полвека утверждением «Церемониала для чужестранных послов при императорском всероссийском дворе» обобщались и регламентировались сложившиеся нормы отечественного дипломатического протокола.

Но кроме поддержания международного статуса государства была у российских правителей и еще одна цель – укрепление собственной самодержавной власти, в чем немалую роль играла ослепительная пышность и великолепие дворцового этикета. Это нашло свое отражение в различных видах искусства, в том числе и в военно-церемониальной музыке. Так, например, в правление Екатерины II присутствие военных духовых оркестров было обязательным на официальных торжествах, в том числе на встречах иностранных делегаций и балах, без них не обходилось ни одно массовое народное гулянье.

XIX век привносит новые веяния в область военно-оркестрового дела, реформы затрагивают важнейшие стороны военной музыки – штаты и инструментальные составы военных оркестров, репертуар и систему руководства, подготовку музыкантов. Именно тогда русская военная духовая музыка начинает оказывать значительное влияние на развитие музыкальной культуры России в целом, на ту её часть, что принято называть русской классической музыкой. Ярким примером этого может служить творчество великого композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который, как известно, длительное время являлся инспектором морских военных оркестров, что сказалось и на его дальнейшем творчестве.

Таким образом, к началу XX века численность составов военных оркестров порой превышала 100 человек – некоторые полковые и батальонные командиры не только снабжали себя духовыми инструментами, но заводили и смычковые, а иногда в полках встречались даже роговые оркестры, при этом в некоторых полках учреждалось еще по два «хора военной музыки». Всё это придавало особый статус, официально-торжественный характер церемониальной военной музыке.

Но после грянувшей в 1917 году Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны пришлось отказаться от старого опыта и порядка проведения воинских ритуалов.

К 1924 году молодое государство – СССР – имело дипломатические отношения только с 22 странами, и стало очевидно, что необходимо сформировать новый порядок приема иностранных гостей высшего ранга. Для этих целей была создана специальная комиссия, в которую вошли видные государственные деятели. Результатом их работы стало утверждение в 1925 году «Временного положения о порядке воинских торжеств», закреплявшего виды почетных караулов и порядок проведения ритуалов с их участием.

В годы Великой Отечественной войны также продолжались визиты иностранных делегаций в нашу страну – например, в декабре 1941 в Москву прибыл министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, для встречи которого с фронта были отозваны подразделения отдельной мотострелковой дивизии особого назначения, входившей в состав войск НКВД. И тогда в зимней Москве на Ярославском вокзале эта горстка людей  представляла победную силу и мощь всех наших Вооруженных Сил, что произвело на британского министра должное впечатление.

Уже в 1943 году, после разгрома фашистских войск на Курской дуге, та же 1-я рота 1-го батальона 1-го полка ОМСДОН приняла участие в смотре-конкурсе среди ряда воинских частей Московского гарнизона, где заслужила высшую оценку и с того времени стала именоваться ротой Почетного караула.

Важной вехой в истории роты явился 1945 год, когда оркестру в составе специального сводного полка было поручено музыкальное обеспечение Ялтинской, а позднее Потсдамской конференций глав государств СССР, США и Великобритании. Известно, что британский премьер-министр Уинстон Черчилль, проходя тогда мимо строя Почетного караула, останавливался, всматриваясь в глаза каждого солдата, очевидно, пытаясь таким образом разгадать секрет непобедимости нашей армии – он сам упоминает об этом в своих мемуарах.

В послевоенные годы значительно вырос международный авторитет Советского Союза как государства, внесшего решающий вклад в победу над фашизмом. Соответственно возросло и количество посещавших СССР иностранных делегаций высшего уровня, в числе которых были  британский фельдмаршал Монтгомери, премьер-министр Индии Неру, президент Египта Насер, канцлер ФРГ Аденауэр, а их встречи и проводы обеспечивал личный состав роты Почетного караула.

24 ноября 1956 года распоряжением Совета Министров СССР и директивой Генерального штаба от 29 ноября 1956 года Отдельная рота и оркестр Почетного караула были переданы в непосредственное подчинение военного коменданта Москвы. Таким образом, 29 ноября 1956 года является днем создания образцового военного оркестра Почетного караула. У истоков прославленного военно-музыкального коллектива стояли такие талантливые музыканты, как композитор Кюсс, чей вальс «Амурские волны» знаменит на всю страну, и заслуженный артист РСФСР полковник Георгий Петрович Николаев, который и был назначен начальником ОВОПК. Первым главным дирижером оркестра стал тогда майор Зубаревич.

С тех пор оркестр участвует в парадах, встречает глав государств и правительств многих стран, открывает крупнейшие памятники и мемориалы страны.

В декабре 1966 года личный состав Почетного караула участвовал в торжественном и необыкновенно важном для всей страны мероприятии – процессе эксгумации, транспортировки и захоронения в Кремлевской стене останков Неизвестного солдата. В тот день на всем пути траурной процессии в скорбном молчании стояли тысячи людей. Когда под гром артиллерийского салюта гроб с останками Неизвестного солдата был опущен в Могилу, у многих участников стояли слезы на глазах. Там же через полгода в канун Дня Победы был зажжен Огонь вечной славы. С тех пор ритуал возложения венков на Могилу Неизвестного солдата является обязательной частью официального визита иностранных делегаций, эта традиция сохранилась и поныне.

Оркестр принимал участие и во множестве других славных событий, оставивших след в истории, – это и сотый парад войск на Красной площади, и юбилейные торжества в честь Великой Победы. По праву может оркестр гордиться тем, что встречал первого в мире космонавта Юрия Гагарина – после «песен звезд» первой земной музыкой, что услышал герой по окончании своего космического полета, был оркестр Почетного караула.

Летом 1980 года под звуки оркестра Почетного караула состоялось открытие XX летних Олимпийских игр в Москве. На торжественных церемониях спортивного форума воины РПК удостоились чести нести Олимпийский флаг. Сорок раз оркестр исполнял государственные гимны и гимн Олимпиады в честь победителей – и аккомпанементом ему служило всеобщее ликование.

В том же году оркестр принимал участие в торжествах, посвященных 600-летию Куликовской битвы, а также в проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

За более чем полувековую историю существования музыканты оркестра дали сотни концертов и обеспечили тысячи встреч и проводов правительственных и военных делегаций – зимой и летом, в любую погоду совершают они этот важный ритуал, каждый раз поражая и радуя прибывающих в нашу страну гостей исполнением государственных гимнов, хотя разучивать мелодию часто приходится в очень короткий срок. К сегодняшнему моменту оркестр исполняет гимны практически всех стран мира, зачастую делая это даже лучше, чем их родные музыканты. И к чести военных нашего оркестра – благодаря их профессионализму и богатой школе инструментовки многие руководители правительственных делегаций по окончании визита пожелали получить запись гимнов своих государств именно в исполнении оркестра Почетного караула.

За эти годы личному составу оркестра выпала честь выступать в лучших концертных залах страны, в том числе в Центральном концертном зале «Россия», в Колонном зале Дома Союзов, в Большом зале Консерватории, во Всероссийском доме композиторов, а также на других концертных площадках. Причем, оркестру часто удавалось аккомпанировать многим народным артистам – Исаковой, Дудареву, Кобзону, Левко и другим выдающимся исполнителям.

Коллективу рукоплещет не только российская, но и иностранная публика, так как Почетный караул достойно представляет наши Вооруженные силы и в целом российское государство за рубежом. С каждым годом мероприятия, в которых принимает участие рота, становятся всё зрелищнее и масштабнее.

В 1992 году оркестр выезжал в Швецию для участия в фестивале военных оркестров, где был записан компакт-диск совместно с оркестром из США. Местная пресса с восторгом отзывалась о коллективе: «В выборе репертуара и исполнении чувствовалась некоторая свобода. Все было продумано, пропитано джазом. Трубачи со своими инструментами двигались в различных направлениях – больше в манере больших джазовых оркестров, нежели военных. Перемещение осуществлялось скачкообразно вместо привычных старых двух тактов. Несмотря на видимый распад и хаос, или может быть благодаря ему, русские дали публике картину человечности – недостатки и совершенство в сумасшедшей смеси».

В 2005 году на Фестивале музыки и танца в Бельгии оркестр занял первое место. Во Франции, в городе Сомюре, мэр назвал его музыкантов «бриллиантом фестиваля», наградив дипломом первой степени. И это далеко не все победы оркестра Почетного караула на международном музыкальном олимпе. За высокое исполнительское мастерство и профессионализм Военный Образцовый оркестр Почетного караула награжден медалями Командующего группировкой войск НАТО в Европе генералом армии Мак Кирнаном и Министром обороны Японии.

Вот уже который год коллектив блистает на международных конкурсах и фестивалях, в том числе и на Московском международном фестивале военных оркестров «Спасская башня», который несколько лет подряд  привлекает внимание миллионов зрителей по всему миру.

С 2010 года Военный Образцовый оркестр Почетного караула возглавляет капитан Константин Андреевич Петрович, который, как и многие участники оркестра, является выпускником Московского военно-музыкального училища и Военно-дирижерского факультета Московской государственной Консерватории. Почти каждую неделю он встречает или провожает президентов и канцлеров, королей и королев, премьер-министров и министров обороны зарубежных стран во время их визитов в Россию. В этом бравом офицере, как продолжателе славных традиций, воплотились лучшие черты блестящих кавалергардов, отважных дворцовых гренадеров.

Практически ни одно крупное общественно-политическое мероприятие не обходится без участия личного состава Почетного караула. Чеканят ли безукоризненный шаг на параде линейные, стоит ли строй в торжественном молчании на открытии памятников и обелисков, проходит ли торжественным маршем рота, отдавая воинские почести Могиле Неизвестного солдата – это всегда яркий, волнующий праздник. Их строевое мастерство – практически искусство, а музыкальная составляющая не уступает лучшим оркестрам планеты.

 

        


Comments

(Anonymous)
Dec. 5th, 2011 05:15 am (UTC)
Мой муж 5 лет был начальником этого оркестра, при нём отмечался 50-летний юбилей. Оркестр и роту Почётного Караула с 55-летним юбилеем!!!
творческое
darya_leitstern
Дарья Письменюк (Leitstern)
Альбомы моих фоторабот
August 2015
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com